Обобщение
опыта работы учителя английского языка
Барангуловой Людмилы Викторовны по
теме: «Домашнее чтение – важный
компонент содержания обучения английскому
языку в школе с углубленным изучением
английского языка»
Актуальность
выбранной темы
Главной
целью обучения иностранным языкам в
средней школе провозглашено формирование
у учащихся коммуникативной компетенции,
которая проявляется в их способности
и готовности осуществлять общение
средствами иностранного языка на
межкультурном уровне. Это выдвигает
целый ряд новых требований к уровню
общего, интеллектуального и филологического
развития учащихся. Они овладеваю не
только иными способами и средствами
выражения мысли, но и приобщаются к иной
культуре в самом широком смысле. Это
помогает учащимся увидеть и понять
окружающий мир во всем его разнообразии,
глубже осознать себя как представителя
иной социокультурной общности, развить
свое общечеловеческое сознание.
В
контексте новых подходов и изменений
в стратегиях обучения иностранному
языку, домашнее чтение произведений
художественной литературы страны
изучаемого языка становится важным и
неотъемлемым аспектом процесса обучения
иностранному языку. Домашнее чтение
обеспечивает более прочное формирование
всех компонентов коммуникативной
компетенции: лингвистической компетенции
– знания слов, правил образования
грамматических форм, структурирования
осмысленных фраз; социолингвистической
компетенции – умения выбрать нужную
лингвистическую форму, способ выражения
в зависимости от условий коммуникативного
акта, с учетом психологии и менталитета
носителей языка; дискурсивной компетенции
– спецификации письменных и устных
типов текстов и тактик речевого поведения;
социокультурной компетенции – знакомства
с национально-культурной спецификой
иноязычного речевого поведения, обычаями,
правилами, нормами, социальными
условностями, ритуалами, страноведческими
знаниями; социальной компетенции –
желания и умения вступить в коммуникативный
акт с другими людьми; компенсаторной
компетенции – умения компенсировать
особыми средствами недостаточность
знания языка, а также речевого и социального
опыта общения в иноязычной среде.
С
другой стороны, домашнее чтение позволяет
решить в процессе обучения задачи,
требующие специального учебного и
содержательного контекста.
Ведущей
образовательной функцией домашнего
чтения является функция культуросозидания,
которая обеспечивает сохранение,
передачу и развитие общеобразовательной
культуры подростка средствами
художественной литературы, предполагающей
доступ к иноязычной и, тем самым, мировой
культуре. Это позволяет внести свой
вклад в повышение уровня гуманитарного
образования учащихся.
Ведущей
развивающей функцией является формирование
самостоятельного эстетического отношения
к окружающему миру, критического
творческого мышления, гуманистических
ценностных ориентаций.
Ведущей
обучающей функцией является развитие
коммуникативных умений чтения как
особого вида человеческой деятельности,
т.е. затрагивая личность обучаемого,
его интеллектуальную, эмоциональную и
мотивационную сферы, предполагает
интерпретацию прочитанного, понимание
заложенной информации, соотнесение
содержания произведения со своим личным
опытом и умение аргументировано изложить
свое понимание проблем, затронутых в
произведении, в соответствии с уровнем
развития детского мышления.
Исходя
из вышеизложенного, я поставила такие
педагогические задачи при работе над
данной темой: изучить опыт работы по
организации уроков домашнего чтения;
систематизировать
имеющийся материал по работе над домашним
чтением на среднем и старшем этапе
обучения, содержащийся в УМК Верещагиной-Афанасьевой;
провести
поиск новых дидактических материалов
для организации работы по домашнему
чтению на старшем этапе обучения;
разработать уроки домашнего чтения для
средней и старшей ступени обучения и
внедрить их в практику работы.
Объектом
исследования является учебно-воспитательный
процесс на уроках домашнего чтения.
Предметом
исследования является современные
образовательные технологии развивающего
обучения.
При
переходе школы на личностно-ориентированное
обучение закономерно возрастает интерес
учителей иностранного языка к эффективным
методам и приемам обучения. Не секрет,
что современные ученики не любят читать
даже на родном языке. Закономерным
является вопрос, какими методами и
приемами без принуждения приобщить
детей к чтению на иностранном языке,
как сделать уроки чтения интересными
и занимательными.
Другим
мотивом, побудившим меня обратиться к
домашнему чтению, явилась необходимость
обучения различным видам чтения. Именно
степень сформированности самостоятельной
поисковой деятельности является объектом
контроля чтения на иностранном языке,
которая проверяется, в частности, в ходе
Единого государственного экзамена у
выпускников школы.
Я
убеждена, что проблемно-поисковую
деятельность чтения необходимо
систематически организовывать уже на
средней ступени обучения, т.к. она
является важным связующим звеном между
начальным и старшим этапами и закладывает
основу для более глубокой реализации
культуроведческого подхода в обучении.
Проблемный
метод обучения формирует систему
умственных действий, которую ученик
может применить не только для решения
учебно-коммуникативных задач, но и
реальных жизненных ситуаций. При
проблемно-поисковой деятельности
создаются такие условия, которые
побуждают ученика самостоятельно
искать, анализировать, сопоставлять и
обобщать необходимую информацию на
иностранном языке. Этот метод позволяет
развить способности учащихся к
прогнозированию событий до чтения
текста, в соревновательной форме найти
главные факты повествования, придумать
продолжение рассказа и сделать проектную
работу на основе прочитанного.
Работа
с комплексом проблемно-поисковых задач
начинается в 5-6 классах
школы.
В качестве дидактического материала
используются программные тексты пособий
УМК И.Н.Верещагиной и О.В.Афанасьевой.
Вся работа над любым текстом делится
на три этапа: дотекстовый, текстовый и
послетекстовый. Особенностью дотекстового
этапа является работа с информацией,
не читая текста. Учитель продумывает
проблемную установку на предугадывание
темы (сюжета) рассказа с помощью
иллюстраций или заглавия, которое может
ввести в тему предстоящей информации.
Ученики предлагают свои варианты
развития сюжета, тем самым совершенствуется
механизм первичного смыслового и
языкового прогнозирования.
Для
примера можно привести работу с текстом
"A Clever Salesman” из пособия "Reader – V”.
Авторы пособия предложили 2 задания к
данному тексту: "Read the story and say what you’ve
learnt about Tom Boxell and his wife” и "Correct the wrong
statements using the text”.
С
точки зрения проблемного подхода этого
не достаточно. Отсюда, собственно, и
начинается предтекстовая работа. Учитель
подбирает иллюстрации, которые помогут
спрогнозировать тему предстоящей
работы.
В
ходе речевой зарядки учитель организует
работу. Перечень задаваемых вопросов
сужает тему до профессии продавца.
Ученикам предлагается ряд проблемных
задач, в том связанных с неудачной
покупкой обуви, когда туфли малы. Так
создается проблемная установка,
помогающая еще до знакомства с текстом
понять тему и сюжет предстоящей информации
с набором возможных решений поставленной
проблемы.
Пример
заданий дотекстового этапа:
Talk
about the people in the picture and their jobs.
Where
can you buy shoes?
What
is a salesman?
What
does a salesman do?
What
do people usually buy in this shop?
What
do you do when you buy shoes?
What
should you do when the shoes you’ve bought are too small?
Read
the title of the story and try to guess in what situation the
salesman may
be
called "clever”.
После
этого учащиеся знакомятся с заглавием
текста и формулируют гипотезы, объясняющие
данное заглавие.
Второй
этап – текстовый проходит как собственно
домашнее чтение с той лишь разницей,
что факты, понимание которых составляет
смысл данного текста, заранее выделены
в тексте учителем. В результате данной
работы каждый ученик поймет главную
информацию текста и научится находить
ее.
На
послетекством этапе информация уточняется
и расширяется за счет проблемно-поисковых
заданий: поиска пропущенных фактов,
заполнения проблемных таблиц, выполнения
заданий типа лото, мозаики или решению
кроссворда по теме текста.
Пример
проблемных заданий послетестового
этапа:
Complete
the sentence. Look through the text and fin the information as
quickly as possible.
1.
Tom Boxell was a _____________________________________ a)
sailor; b) traveller; c) salesman;
2.
Mr Boxell was ________________________________________ a)
dark-haired; b) fair-haired; c) short-haired;
3.
On Thursday a ____________________________ man walked in. a)
tall; b) short; c) high;
4.
It was Brooks, the _____________________________________ a)
salesman; b) postman; c) burglar;
5.
Brooks came to the shop to buy some ______________________ a)
boots; b) shoes; c) gloves;
6.
The next morning Brooks returned to______________ his shoes. a)
buy; b) see; c) change;
7.
The policemen arrested _________________________________ a)
Tom; b) Mrs Boxell; c) Brooks.
Decide
if the statements below are true (T) or false (F). Read the sentences
from
the text to support your answers and write down the key words.
Mr
Boxell lived at 5 Central Road in the North of America.
Mr
Boxell sold only fruit in his shop.
A
tall amn walked in and asked for a cheap pair of shoes.
It
was Brooks, the policeman.
Brooks
didn’t buy anything in the shop.
The
next morning he came to buy a sweater.
The
salesman didn’t call the police.
The
police caught the burglar.
Choosing
a different title. The title of the story is "A Clever Salesman”.
Look
at the list of other titles. Find the one you think is also good.
What is wrong with the other titles?
A
Real Friend.
An
Unhappy Man.
A
Policeman’s Assistant.
Precis.
Fill in the gaps and retell the story in short form
The
story under the title ______________ tells us about ________________
По
окончании послетекстового этапа
происходит обсуждение проектного
задания. Учитывая то, что текст повествует
об оригинальном способе поимки
преступника, проектные задания
предполагают деятельность учеников в
роли детективов. Ученикам предлагается
разработать плакат с описанием преступника
и нарисовать его ( a wanted poster ).
В
8-9 классах организуется домашнее чтение,
при котором все учащиеся группы читают
один и тот же текст дома, а науроках
выполняют как общие для всей группы
задания, так и дифференцированные. Таким
образом реализуется дифференцированный
подход в обучении.
Общие
задания (Study Questions) базового уровня могут
быть трех типов:
1. Recalling
Facts and Understanding Ideas
Эти
вопросы помогают учащимся вспомнить
содержание произведения, проследить
сюжетную линию.
2.
Interpeting.
Эти
задания стимулируют учеников определить
мотивацию поступков героев произведения,
обозначить конфликт и способы его
решения.
3.
Extending.
Вопросы
этого типа дают детям возможность
выразить свое отношение к прочитанному,
сформулировать собственное решение
конфликта произведения.
Дифференцированное
задание базового уровня: подобрать
материал и составить биографический
очерк о жизни и творчестве писателя.
Дифференцированное
задание повышенного уровня: составить
план развития сюжета.
Дифференцированное
задание высокого уровня: дать характеристику
действующих лиц; дать литературный
анализ произведения.
Study
Questions
1.
Recalling Facts and Understanding Ideas.
a)
Did Louise dislike the author? What did she think of him?
b)
Why did Louise’s parents worship her? Why didn’t they want her to
get married?
c)
Who proposed to Louise?
d)
Did Tom Maitland’s life change after he had married Louise?
e)
Did Louise marry again after Tom’s death? Who was her second
husband?
f)
Was George Hobhouse prepared to make his wife’s life happy?
g)
Did George outlive Louise?
h)
What did Louise do after her second husband’s death?
i)
Was Iris ready to sacrifice herself for her mother?
j)
Why didn’t Louise want her daughter to marry her young man?
2.
Interpreting
a)
Did Louise influence her husbands’ lives? In what way?
b)
Why were Tom Maitland and George Hobhouse so unhappy in their married
lives?
c)
What is Louise’s underlying motivation?
d)
Did Iris take after her mother or was she Louise’s exact opposite?
e)
Why did Louise die?
3.
Extending
a)
How do you feel about Louise?
b)
Have you ever met people like Louise?
c)
What would you do if you were Iris?
d)
Was Louise’s death a protest a surrender?
Учащиеся
были ознакомлены с принципами анализа
литературных произведений,
литературоведческой терминологией,
особенностями композиции и стиля. Для
этого был составлен Guide for Study Literature.
1.
Writing about the plot.
Plot
Development.
The
plot is the sequence of events in a story. It usually follows a
certain pattern.
1.exposition
– 2. narrative hook – 3. rising action – 4. climax 5. –
falling action – 6.
resolution
In
the exposition the author introduces the story characters, setting
and situation.
The
narrative hook is the point at which the author catches our attention
and establishes the basic conflict that the story will eventually
resolve.
The
rising action leads to the climax and usually indicates the way in
which the story’s conflict will be resolved.
The
falling action reveals the outcome of the conflict.
The
resolution brings the story to a satisfying and logical conclusion.
Task:
Draw the map of the plot development. If the story follows the
traditional structure, identify its narrative hook, rising action,
climax, falling action and resolution.
2.
Writing about characters.
Concepts
to remember.
a)
To compare means to examine two or more things, ideas, people for two
purpose of noting similarities.
To
contrast means to examine two or more items for the purpose of noting
differences.
b)
A character may be flat or round. A flat character’s personality is
dominated by a single trait; a round character possesses many
different traits.
c)
A character may be static or dynamic. A static character does not
change from the beginning of the story to the end. A dynamic
character changes in some way during the course of the work. This
change may be positive or negative.
Questions:
Can
you compare or contrast Louise and Tom (George)? Explain how the
characters are similar or different.
What
are Louise’s key traits?
What
is her motivation?
Is
she a round or a flat character?
Does
Louise remain the same from the beginning of the story to the end, or
does she change?
3.
Writing about the theme.
Concepts
to remember.
A
piece of literature may have both a subject and a theme. The subject
is a specific topic of the story. The theme is the generalization
about life that the story leads you to see.
Task:
Identify the major theme of the story "Louise”. How does W.S.
Maugham illuminate the theme that selfishness ruins people?
What
does the story have to say about love and people’s relationships?
4.
Writing about the tone.
Concepts
to remember.
The
tone is the attitude of the author toward the character and events in
presenting the story to the reader.
A
writer’s tone may be sarcastic sympathetic, objective, ironic,
bitter, sad, serious, comic.
Task:
Identify the tone of "Louise”. How does the author communicate
the tone of the story?
How
does the word choice communicate the author’s attitude?
How
does the author treat the character?
Does
he sympathize with Louise’s husbands?
Is
the author objective about Louise?
5.
A critical evaluation of a story.
Task:
Give a critical evaluation of the story "Louise”, using words and
word combinations suggested for literary discussion.
(
по сборнику Уильям Сомерсет Моэм.
Рассказы. Москва, «Глосса», 1996)
Степень
развитии умений чтения во многом зависит
от владения учащимися активным и
пассивным языковым материалом. Обучение
иностранному языку может быть успешным
только тогда, когда обеспечивается
непрерывное обогащение лексического
запаса. Содержание текстов домашнего
чтения, включенное в устно-речевое
общение на основе и в связи с прочитанным
является выгодным контекстом для
ознакомления с новым лексическим
материалом, его последующего усвоения
и хорошей базой для употребления ранее
усвоенных лексических единиц. Уроки
домашнего чтения являются благоприятной
базой для обучения интерпретации текста.
Но основе текстов учитель может работать
над развитием таких видов монологического
высказывания, как рассуждение и обсуждение
прочитанного, т.е. умение объяснять,
анализировать поступки описание и
действующих лиц, установить
причинно-следственную связь событий.
Обсуждение также включает в себя
оценочный компонент, т.е. оценивание
содержания отдельного эпизода или всего
произведения, оценочная характеристика
того или иного персонажа, сравнительная
характеристика персонажей между собой.
(
В качестве образца использовались
разработки по рассказам «Пояс
Ипполиты» и «Стимфалийские птицы»
из сборника Агата Кристи «Подвиги
Геракла», Москва «Глосса» 1996)
Барангулова Л.В.
Учитель английского
языка
Источник: http://автор |